МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ШАМАНИНА АЛИНА ОЛЕГОВНА

Студентка 4 курса (группа ПЗМ-117) факультета педагогического и художественного образования

 

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор

 

кафедра художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Ключевые слова: восприятие, музыкальное восприятие, музыка, слушание, слышание.

Аннотация: В статье рассматривается музыкальное восприятие и проблемы его  развития. Акцентируется внимание авторов на процессах  слушания музыки и ее слышания. Предлагаются научные подходы к развитию музыкального восприятия.

 

SHAMANINA ALINA OLEGOVNA

4th year student (group PZM-117) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogy, Professor

 

Department of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

 

Key words: perception, musical perception, music, listening, hearing.

Abstract: The article deals with musical perception and the problems of its development. The attention of the authors is focused on the processes of listening to music and hearing it. Scientific approaches to the development of musical perception are proposed.

 

Известно, что первоначальным шагом мыслительного процесса является восприятие. «Восприятие – писал К. К. Платонов, – простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с понятием его целостности; в отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно; в отличие от комплексов ощущений оно предметно» [7, с. 24].

Процесс восприятия неразрывно связан с осмыслением различных явлений и предметов, относящихся к конкретным группам по основным определенным признакам. Тот образ, который появляется вследствие восприятия, подразумевает помощь других анализаторов, среди которых Немов Р. С. выделяет слуховой, зрительный, кожный и мышечный [6, с. 182].

Вместе с тем, Немов Р. С. заостряет внимание на основных компонентах образа, возникающих в ходе восприятия: целостность, предметность, константность, осмысленность, категориальность. Предметность состоит в возможности человека ощущать окружающий мир. Целостность  представляет собой общий, единый образ, познающеся в виде различных ощущений. Константность это способность понимать предмет относительно схожего по величине и объему, цвету и др., условий восприятия. Категориальность – объект принадлежит к конкретной категории. Предмет объединяется с другими одноименными объектами. Осмысленность проявляет  себя в сознательном восприятии объект. Все перечисленные выше свойства восприятия не врожденные, они появляются после, от полученного жизненного опыта. [6, с. 182].

Музыка. Она может дать человеку ту необходимость в чувствах и эмоциях, дать возможность познавать мир и совершенствоваться.  Ее восприятие  – это ведущий вид музыкальной деятельности человека.

Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Первым он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха.  «Музыкальное восприятие, – пишет Е. В. Назайкинский, – есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен», а

«восприятие музыки»  Назайкинский Е. В. трактует как звуковое восприятие, где музыка принимается как звук, то что слышится и действует на орган слуха. [5, с. 21].

Определения «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки» в психологии часто используются как синонимы, однако, в современных научных работах эти понятия различаются.

С. Н. Беляева-Экземплярская связывает процесс восприятия музыки с одним из процессов музыкального мышления, ориентированное на изучение смысла музыки. С точки зрения психолога, более верной будет считаться широкое значение понятия музыкального восприятия, которое высказал известный композитор Ф. Лист: «восприятие музыки – это познание самого себя» [3, с. 3]. В представлении С. Н. Беляевой-Экземплярской этот процесс содержит в себе умение испытывать эмоциональное состояние, проявляемые композитором и исполнителем в музыке, и исходя из этого, извлекать душевное наслаждение. Кроме этого, данный процесс происходит в самом раннем возрасте, когда дети еще не могут полностью участвовать во всех видах музыкальной деятельности. [3, с.1].

В. К. Белобородова определяет восприятие музыки как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа» [2, с. 35].

В педагогике понятие «музыкальное восприятие» находит употребление в двух смыслах: в широком смысле – это различная деятельность дошкольников на занятиях музыкой: пение, слушание музыки, игра на музыкальный инструментах, музыкально-ритмическая деятельность и т.д. В узком смысле – прослушивание музыкальных произведений различных композиторов, стилей на музыкальных занятиях. [10].

В педагогике  процесс музыкального восприятия стали описывать как процесс воссоздания в сознании человека образа музыки. Иными словами,

общепринятый термин музыкального восприятия содержит в себе умение испытывать душевное состояние и эмоции, проявляемые композитором и исполнителем в музыке, а также извлекать из этого эстетическое наслаждение. Компетентный слушатель обязан знать характерные черты структуры разных музыкальных произведений, понимать и различать черты музыкального языка [4, с. 14].

Восприятие музыки может совершаться как осознанно, так и не осознанно, способно оканчиваться в конце слушания, а может длиться продолжительный период времени. Если говорить о специфике музыкального восприятия, необходимо отметить различие между «слышанием» и «слушанием». Под «слышанием» можно понимать концентрацию интереса не только на конкретном виде деятельности, а просто восприятие музыки как фона к какой-то работе, а «слышание» наоборот связано с осознанием значения услышанного, призывая работу умственных функций. Чем сложнее музыкальное произведение, тем более сложен процесс его восприятия и понимания.

В данном контексте следует указать на черезвычайно важную для педагогики музыкального образования теорию, выдвинутую Б. В. Асафьевым. Ученый утверждал, что процесс восприятия – это «процесс слушания и слышания». Музыка может служить как фоном для какой-то деятельности (кроме слушательской), а также предметом прямого общения с композитором. Интерес к музыке может быть зависим от качества исполнения, слушательского опыта, а также от музыкального вкуса человека. В своих работах Б. В. Асафьев разрабатывает некую модель: композитор – исполнитель – слушатель. Он также считает, что основным видом музыкальной деятельности является именно музыкальное восприятие, так как оно легкодоступно ребенку с этапа появления на свет. Таким образом, согласно суждению Б. В. Асафьева, «процесс восприятия – это процесс слушания и слышания музыкального произведения» [1, с. 165].

В научных работах сформировался ряд направлений, исследующих процессы музыкального восприятия. В частности, В. К. Белобородова, А. Костюк, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов и др., занимались вопросами структуры музыкального восприятия. Структура – это логическая взаимосвязь компонентов конкретного явления.

Согласно концепции Б. М. Теплова, важным компонентом восприятия становится умение откликаться на музыку. Подобные определения как «переживание» и «чувство» он применяет для всех частей структуры музыки (музыкально-слуховые представления, ладовое, ритмическое чувство), отмечая природу всех музыкальных возможностей, связывая, например, ладовое чувство с эмоциональным переживанием [9].

А. Сохор определяет процесс музыкального восприятия как многосоставной и выделяет в нем такие стадии, как: слушание, переживание и оценивание [8, c.139].

На основании вышеизложенного следует заключить следующее:

1– музыкальное восприятие это процесс отражения, развития в человеческом сознании музыкального образа, в основе которого лежит оценивание слышимого и воспринимаемого музыкального произведения.

2 – главными компонентами осмысленного восприятия музыки становятся потребность в слушании музыки, эстетическое переживание, хороший музыкальный вкус и анализ прослушанной музыки;

3 – для развития музыкального восприятия, для повышения его уровня, человеку необходимо научиться слушать музыку, обучиться находить все средства музыкального языка, а также обладать опытом.

Сформировать у человека способность музыкального восприятия – означает обучить слушателя сопереживать и ощущать эмоции, настрой, чувства, которые хотел передать композитор. То есть внедрить слушателя в процесс интенсивного сопереживания мыслям и образам, выраженными языком музыки.

Список использованных источников

  1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев.– Л. : Музыка, 1971. – 376 с..
  2. Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие школьников: [Сборник статей] / В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев ; Науч.-исслед. ин-т худож. воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1975. — 160 с.
  3. Беляева-Экземплярская, С. Н. Музыкальное восприятие и современная психология / С. Н. Беляева-Экземплярская // Развитие музыкального восприятия школьников: Материалы 3-й науч. конференция по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха и восприятия детей. – М., 1974. – Вып. 2. – С. 1-10.
  4. Восприятие музыки: Сборник статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. ‒ М.: Музыка, 1980. ‒ 256 с.
  5. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
  6. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
    В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  7. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов.– М.: Высшая школа, 1984. –176 с.
  8. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А. Н. Сохор: В 3 т. – Т. 1. – М.: Сов. композитор, 1981. – 304 с.
  9. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. Том 1./ Б. М. Тепловю — М. : Просвещение, 1985.– 245 с.

10. Шеуджен, Р. Г. Восприятие музыки как педагогическая проблема / Р. Шеуджен [Электронный ресурс] // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года. – URL: https://www.scienceforum.ru/2013/120/2536 

Добавить комментарий